0

Маховик задвижки: значение и специфика

Маховик (штурвал) задвижки – элемент конструкции этой трубопроводной арматуры, при помощи которого осуществляется непосредственное ручное управление устройством. Используя маховик, обслуживающий трубопроводы персонал вручную перекрывает либо открывает задвижку, регулируя положение ее запорного элемента. То есть, с помощью штурвала его вращательное движение преобразуется в поступательное перемещение запорного элемента.

Важно, чтобы это управление было быстрым и одновременно плавным. И тому есть весомая причина.

У большинства задвижек нет промежуточного положения ввиду высокого давления рабочей среды. Если запорный элемент будет в полузакрытом положении на протяжении длительного времени, сам поток его деформирует и изделие выйдет из строя. Слишком быстрое же закрытие либо открытие арматуры может стать причиной гидроудара со всеми негативными последствиями этого явления.

Конструктивное исполнение штурвала задвижки

Конструктивно маховик задвижки представляет собой круглый либо более сложной формы округлый элемент со спицами. Он передает усилие от вращения на шпиндель изделия, который может быть выдвижным либо невыдвижным.

Выдвижной шпиндель поднимается над штурвалом на величину поднятия затвора. При недвижном, который имеет большие габариты, все перемещения осуществляются в самом корпусе запорной арматуры.

Исходя из исполнения маховики могут иметь различные размеры и материалы изготовления. Как правило, они выполняются из стали либо чугуна с последующей антикоррозионной защитой при помощи эпоксидного покрытия. Для удобства обслуживающего персонала они могут иметь плоскую либо вогнутую форму с круглым либо волнистым ободом.

Причины снятия маховика с задвижки

В отдельных случаях при эксплуатации гидравлических систем возникает необходимость снятия маховика с задвижки, которая им оснащена. Наиболее часто она возникает в следующих случаях:

  • Гайка штурвала в результате образования известковых отложений и коррозии прикипела к резьбе шпинделя;
  • Шпиндель остается неподвижным несмотря на поворот штурвала. Это возникает при износе граней квадрата шпинделя, которые контактируют с внутренними гранями маховика;
  • Проворот шпинделя вместе с маховиком. Эта поломка вызвана разъединением шпинделя с запирающим элементом задвижки;
  • Проворот ходовой гайки из-за среза соединительной шпонки;
  • Необходимость смазки ходовых элементов, проявляющаяся в увеличении необходимого на штурвале усилия по закрытию либо открытию задвижки;
  • Возникновение протечки по элементам устройства;
  • Необходимость полной замены запорной арматуры.

Как снять штурвал с задвижки

Существует несколько методов снятия и замены элементов задвижки (в том числе, маховика). Подходящий метод замены выбирается исходя из выявленной неисправности. Этого результата можно достичь:

  • Обстукиванием;
  • Резким ударом;
  • Воздействием жидкостей, воздействующих на прикипание (сода, керосин, WD-40, противокоррозионные жидкости);
  • При помощи съемника;
  • Срез болгаркой при невозможности достичь цели другими методами.

При повреждении корпуса запорной арматуры снятию подлежит все устройство. Для этого перекрывается поток рабочей среды и на ее место монтируется заглушка.

Профилактика поломок задвижки

Очевидно, что все подобные мероприятия ведут к затратам финансовых средств, усилий на ремонт и времени простоя линии трубопровода. Поэтому для недопущения подобных поломок рекомендуется выполнять периодическую профилактику запорной арматуры. Для этого раз в одну-две смены производится визуальный осмотр этих устройств на коммуникациях.

Кроме того, периодически осуществляется обязательный эксплуатационный контроль с их обязательным открытием и закрытием. В ходе такого контроля проверяются:

  • Визуальное состояние арматуры. Ответственное лицо проверяет наличие сколов, коррозии, протечек по шпинделю и других дефектов;
  • Исправность управляющего узла. Оценивается плавность хода маховика, смазывание редуктора и шпинделя, набивки сальника и так далее.

Частоту и состав других работ, предусмотренных в рамках такого контроля, предусматривает технический регламент. Он разрабатывается согласно ГОСТам и другим нормативным документам исходя из типа и сложности гидросистемы и утверждается владельцем.

Все ранее сказанное целиком и полностью справедливо для ряда продукции, что представлена в каталоге «АРОКСА». В частности, у нас можно заказать следующие модели этой продукции:

 Кроме того, штурвалами для ручного перекрытия потока жидкости либо газа снабжаются многие запорные клапаны, также широко представленные в нашем каталоге. Перечислим только бренды, запорная продукция которых доступна к заказу на сайте:

  • AYVAZ;
  • BVALVE;
  • MATICA;
  • MIVAL;
  • SPIRAX SARCO;
  • VYC;
  • ZETKAMA;
  • АДЛ;
  • НПО АСТА.

Детально изучить характеристики всей предложенной продукции и выбрать оптимальную конфигурацию нужной арматуры можно на соответствующих товарных страницах. По запросу менеджеры предоставят актуальные цены на интересующие изделия с выбранными посетителями сайта параметрами.